Исследование поднятия колец блочной обделки при щитовой проходке тоннеля


10.05.2022

Первым отечественным опытом проходки больших тоннелей со сборными блочными кольцами тоннельной обделки (Лефортово, 2002 г.) был зафиксирован эффект вертикального поднятия (всплытия) колец, негативно влияющий на точность прокладки тоннеля диаметром 14,2 м из- за некоторого смещения как навигационного хода проходческого щита, так и оси колец от проекта. Всплытие заключалось в поднятии оси кольца после выхода его из хвостовой части щита и тампонажа раствора за кольцом, и усиливалось при переходе вмещающих грунтов от несвязного типа к связному. Вследствие актуальности проблемы обеспечения качества проходки указанный эффект становится предметом подробных изысканий в малоисследованной области подземной строительной геотехнологии, изучающей процессы взаимодействия такого подвижного после монтажа инженерного сооружения, каким является тоннельная блочная обделка, с грунтовым массивом и щитом.

В работе с помощью высокоточной системы измерения конвергенции Лефортовского тоннеля установлен наибольший прирост деформаций обделочного кольца, испытывающего осевой подъем, при удалении ТПМК от кольца на 11-17 м отмечено, что при удалении на 40-50 м деформации полностью затухают, т. е. разность положений оси кольца в монтаже и в зафиксированном затвердевшим раствором кольце за проходом технологических тележек (на 50 м от монтажа) представляет собой конечный результат подъема блочной обделки, по нашим представлениям, зависящий от геомеханических процессов постепенного смыкания грунта с обделкой за щитом и от геотехнологических условий тоннельного строительства.

В последующем, по результатам исследований проходки тоннелей в Серебряном Бору сотрудниками НИЦ ТМ ОАО «ЦНИИС», была осуществлена скупка радиодеталей каталог, и были сделаны выводы о влиянии на величину подъема колец за технологической тележкой следующих показателей щитовой геотехнологии: перекос щита в проектном профиле трассы, скорость проходки и скорость схватывания тампонажного раствора за обделкой. Однако невыясненными аспектами остаются вклад каждого технологического фактора в явление всплытия колец и общее представление воздействий. Автор на примере строительства второго транспортного тоннеля в Серебряном Бору (Москва) исследовал поведение блочной обделки в разработанном массиве, сложенном вначале песками, а затем - глинами, от технологических показателей щитовой проходки.

Новости

25.02.2016
Акционер Маттиас Варниг увеличил долю в уставном капитале компании с 26 % до 46%
Подробнее

19.12.2014
Группа компаний поздравляет с Днем энергетика и наступающим Новым годом!
Подробнее

18.11.2014
Генеральным директором избран Леонид Мазо
Подробнее

читать все новости